НОВЫЕ законопроекты открывают пути к подлинно демократическому обществу. Однако, на наш взгляд, отдельные моменты требуют уточнения. Полностью одобряем положение в статье 37 Закона о выборах депутатов. "Участник собрания может предлагать для обсуждения в качестве кандидата в депутаты свою кандидатуру". Но это положение является исключением из общего правила, согласно которому кандидаты в депутаты выдвигаются коллективами избирателей. В таком процессе формирования кандидатов, на наш взгляд, кроется причина недееспособности многих депутатов.
В нашем представлении народный депутат СССР - один из представителей высшего органа управления государства - в своих действиях должен руководствоваться только своими личными представлениями о благе народа и государства. Участвуя в решении государственных дел, голосуя "за" или "против", свои решения он должен соизмерять не с мнением большинства, а со своим пониманием положения дел. Естественно, что такой депутат должен иметь определенную гражданскую смелость, быть инициативным.
Далеко не всегда люди, которых предлагают избирателям в качестве кандидатов в депутаты, обладают этими качествами. Они могут быть хорошими тружениками, прекрасными специалистами своего дела, кристально честными людьми. Однако предложенный кандидат может быть либо безынициативным, либо послушным исполнителем, либо некомпетентным в государственных делах, либо вся эта государственная деятельность будет просто чужда его устремлениям. Такие люди, как правило, дают согласие баллотироваться в депутаты, но практической пользы от них нет. А может, из-за молчаливого согласия таких депутатов и выпала на нашу долю большая часть испытаний в период культа личности и застоя?
Мы считаем, что нужно рассматривать мандат депутата не как награду какому-то достойному труженику, а как конгломерат проблем, надежд и чаяний избирателей, которые депутат должен решать и оправдывать. Естественно, что решить эти проблемы и оправдать надежды избирателей может лишь тот депутат, которого не выдвинули, а который сам осознал свое предназначение, оценил свои возможности и силы и взялся за это трудное дело.
Такой депутат будет испытывать ответственность только перед своей совестью и избирателями. В своих решениях он не будет оглядываться на тех, кто его предложил и выдвинул (от которых, что греха таить, зависит его дальнейшая судьба и благосостояние). Все это будет возможно, если будет только одно правило формирования депутатского корпуса: кандидаты не выдвигаются собранием, а каждый сам выдвигает свою кандидатуру. Поэтому в статье 37 предлагаем следующую редакцию абзаца 6: "На собраниях создаются условия для неограниченного выдвижения кандидатур. Каждый участник собрания имеет право выдвинуть для обсуждения в качестве кандидата в депутаты свою кандидатуру. Каждый кандидат в депутаты должен сам выдвинуть свою кандидатуру для обсуждения. Участник собрания имеет право участвовать в обсуждении, поддерживать предлагаемые кандидатуры либо вносить предложения об их отводе. На собрании может предлагаться несколько кандидатур".
Процесс обсуждения кандидатур, выступления кандидатов на собраниях и их программы должны широко освещаться в газетах, по радио и на телевидении.
Второй момент, на котором следует остановиться, - это контингент депутатов численностью 750 человек от общественных организаций. На наш взгляд, это положение вызовет множество трудностей при выборах и чревато ненужной политической борьбой в будущем. Каждый гражданин СССР сейчас участвует в избрании одного депутата от территориального округа и одного - от национально-территориального округа. С введением контингента депутатов от общественных организаций отдельным гражданам предстоит принять участие в избрании большего числа депутатов. Например, один ученый, который является членом КПСС, членом Союза писателей, состоит в профсоюзном комитете, должен еще дополнительно избирать четырех депутатов от четырех общественных организаций. Теперь уже нельзя сказать, что такой гражданин имеет такие же гражданские права, как и любой другой избиратель. Далее. Выдвижение кандидатов от общественных организаций будет проводиться на пленуме общесоюзных органов, а избрание - на общесоюзном съезде. Причем будут одновременно рассматриваться все 100 или 75 депутатских мест. С учетом нескольких кандидатов на один депутатский мандат перед каждым избирателем предстанет список кандидатов, скажем, числом более сотни, из которых нужно избрать только 75. Мы сейчас не будем останавливаться на различных казусах статистики, которые неизбежно будут препятствовать тому, чтобы в результате выборов были избраны 75 депутатов с необходимым количеством голосов. Отметим лишь, что эти казусы могут приводить к многократным перевыборам. Акцентируем внимание лишь на одном: при одновременном выборе такого количества депутатов по существу происходит одобрение предложенных кандидатур, а не выбор наиболее достойных народных депутатов.
Зачем нам депутаты от общественных организаций? Чьи интересы они будут представлять в высшем органе власти? Интересы членов общественных организаций? Но их интересы как избирателей территориальных и национально-территориальных округов представляют соответствующие народные депутаты. Именно народные, потому что представляют интересы всего народа - и рабочих, и колхозников, и композиторов, и комсомольцев, и ученых и т. д. Может, эти депутаты будут представлять профессиональные интересы (по делам архитектуры или литературы, например) или интересы социального обеспечения (общество ветеранов)? А как тогда быть с другими интересами нашего общества, по которым нет общественных организаций? Разве депутаты не будут заниматься ими? Или, может, есть необходимость по каждому из них, по каждой стороне жизни нашего общества создавать всесоюзные общественные организации и от этих организаций избирать депутатов? По-видимому, такой путь не подходит.
Поэтому, на наш взгляд, мы должны отказаться от избрания депутатов от общественных организаций. Понятие "демократия" происходит от греческого слова "демос", т. е. народ. Подлинная демократия будет тогда, когда общество будет -управляться представителями всего народа. Если же высший выборный орган будет состоять из отдельных групп, каждая из которых отстаивает только свои интересы, тогда до общих интересов будет уже недосуг. Итак, мы стоим за народных депутатов от территориальных и национально-территориальных округов с равным избирательским правом для всех граждан СССР.
Еще один момент, на котором мы хотим остановиться, - это пункт 33. Предлагаем следующую редакцию абзаца 3: "Избранным считается кандидат в народные депутаты СССР, получивший на выборах абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при количестве кандидатов на один депутатский мандат более двух, и получивший больше половины голосов при количестве кандидатов два и менее".